На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Уголок экспериментирования в средней группе

Задачи уголка экспериментирования:

развитие первичных естественнонаучных представлений;

наблюдательности;

любознательности;

активности;

мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Основное оборудование уголка экспериментирования:

приборы-помощники (микроскоп, лупы, увеличительные стекла; песочные, механические часы; весы; компас; магниты; линейки; воронки; ножницы; бинокль);

емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы);

природный материал: песок, глина, торф, опил, стружка, уголь, мел; причудливые семена чечевица, пшеница, бобы, горох, фасоль, подсолнечник, кукуруза, кабачки, перец; камешки, раковины; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); кора и ветки деревьев (береза, сосна, рябина, клен); мох; скорлупа (яичная, орехов);

бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, веревочки, пуговицы; пластмассы (прищепки, яйца от киндер-сюрприза); кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхности: глянцевая, матовая, с тисением, гофрированная, прозрачная, шерховатая, блестящая, наждачная); пенопласт, параллон, вата, фольга; винтики, болтики, проволока, леска);

медицинский материал (пипетки; мерные ложки; шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки);

красители (акварельные краски; гуашь);

прочие материалы.

Дополнительное оборудование и материал:

персонаж от имени которого моделируется проблемная ситуация (пчелка Майя);

предметы для уборки;

клеенчатые фартуки (дети надевают при проведении опытов);

образно-символический материал (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов).

Таким образом, основная задача уголка экспериментирования - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Колчина А.В., воспитатель

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!