Консультация для педагогов

Пазухина О.А., воспитатель МКДОУ.

В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения представлений о человеке в истории и культуре, для нравственно - патриотического воспитания дошкольников, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения. И именно здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных общеобразовательных организаций. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. 

Назначение музея в ДОУ – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.

 Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи  постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы создания мини-музея.

Первый - подготовительный этап – «Планирование мини-музея» заключается в следующем:

  • •  знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музея;
  • •  разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций;
  • •  анкетирование родителей;
  • •  определение перспективы создания мини-музея;
  • •  разработка алгоритма по созданию мини-музея в группе;
  • •  создание творческой группы педагогов.

Второй – практический этап - «Создание мини-музея».

  • • выбор темы мини-музея;
  • • определение места размещения мини-музея:
  • • планирование экспозиций;
  • • выбор дизайна оформления мини-музея;
  • • подбор экспонатов;
  • • оформление визитной карточки и паспорта мини-музея;
  • • разработка форм работы с экспозициями мини-музея;
  • • разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей;
  • • разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;
  • • планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее.

Третий - презентационный этап – «Представление мини-музея»:

  • • экскурсии с творческими заданиями;
  • • игры драматизации;
  • • мини-концерты;
  • • беседы с детьми;
  • • экскурсии для детей и родителей;
  • • самостоятельное рассматривание экспонатов;
  • • мастер-класс по изготовлению экспонатов;
  • • творческие игры, образовательные путешествия;
  • • чтение художественной литературы;
  • • исследовательская деятельность, экспериментирование;
  • • музицирование, прослушивание аудиоматериалов, просмотр презентаций;
  • • возможность смены экспозиции.

Четвертый - обобщающий этап предполагает подведение итогов:

  • • Что было сделано?
  • • Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
  • • Что нового узнали?
  • • Что хотели бы еще узнать?
  • • С кем можем поделиться полученными знаниями?

Паспорт мини-музея в ДОУ является обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике. Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Схема описания экспонатов в каталоге.

 Рисунок (фотография) экспоната.

Название: указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.

 Где собран: указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

 Кем собран: фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.

Краткая информация об экспонате: где встречается, почему имеет такое название; особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.

Как использовать в работе с детьми: при изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

Дополнительная литература: перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.

Мини-музеи развивают:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека.
  • Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
  • «Игрушки-забавы» - могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ).
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.
  • «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок.
  • Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья.Мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
  • Таким образом, мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Под мини-музеем в детском саду понимаются многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей.

Литература:

  1. 1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. 2. Музеи в детском саду/Международный образовательный портал http://www.maam.ru/obrazovanie/muzei-v-detskom-sadu
  3. 3. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. – 2011.
  4. 4. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М.: АРКТИ,2006-80с.
  5. 5. Интернет- ресурсы.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!