Сухомлинский В. А. писал:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями. Развитие мелкой моторики у детей - это естественный процесс, она начинает развиваться ещё в младенческом возрасте на базе общей моторики.
Это движения мелких мышц кистей рук. Очень важно развивать мелкую моторику, потому что рука имеет представительство в коре головного мозга и там находятся центры, отвечающие за речь. Стимулируя мелкую моторику, мы стимулируем речь. И чем раньше мы начинаем стимулирование мелкой моторики, тем быстрее ребенок начинает говорить.
Большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкой моторики, координация движений, внимания, умение вести работу до конца очень важно и для формирования личности ребенка.
Начинать заниматься с ребенком нужно с самого раннего возраста; массировать грудничку каждый пальчик, сгибать и разгибать его. Потешки «Сорока-ворона», «Ладушки» имеют глубокие древние корни. Это и есть самая настоящая пальчиковая игра.
Для дошкольников развитие мелкой моторики является базой для подготовки руки к школе, а именно к письму. Правильное развитие мелкой моторики формирует у ребенка согласованное действие рук и глаз. Глаз как бы обучает руку. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча.
Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
1. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это инсценировка стихов, потешек, сказок, в которых участвуют пальцы одной или обеих рук.
Пальчиковая гимнастика включает упражнения:
- статические (фиксация определенной позы, принятой пальцами);
- динамические (переключение с одной позиции на другую);
- расслабляющие.
Пальчиковую гимнастику нужно проводить несколько раз в течение дня, особенно перед занятием по развитию речи, перед занятием ИЗО и после него расслабляющую. Проводить упражнения во время чтения стихов, потешек, сказок, речевого общения.
Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста: малыши-3-5 мин., ст. дошкольники-10-15 мин. в день.
2. Рисование, раскрашивание
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
3. Шнуровки
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
4. Вырезание ножницами, аппликация
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
5. Лепка
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, бук
6. Игры с крупой, бусинками пуговицами.
Для грудничков пуговицы разной величины пришивают на маленькую подушку.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
7. Бассейн или коробка с речным песком (песок можно заменить манкой).
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
Все эти упражнения, игры и многое другое я регулярно использую в своей работе
Развивать мелкую моторику можно и в домашних делах (такие простые, но так необходимые советы даются родителям воспитанников): наматывание клубка, застегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание лент, шнурков, завинчивание и развинчивание крышек, разбор круп (рис, гречка, горох).
Если включить фантазию и воображение, то этот список может быть бесконечным. Главное, учитывать возраст каждого ребенка, его индивидуальные особенности, настроение и возможности. Быстрыми и ловкими пальцы станут не сразу. Нужно систематически проводить эту работу с самого раннего возраста и тогда к школе ребенок будет и хорошо писать, и рисовать, и лепить, набьет руку. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.
Таким образом, если будут работать и развиваться пальцы рук, будет развиваться речь и мышление.
Воспитатель: Мазурина Т.В.