Колотовкина О.А., воспитатель МКДОУ «Детский сад №3»
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Достигнуть все это можно через игровую деятельность, согласитесь, что невозможно представить себе детство без игр. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка. Созданные В.Воскобовичем игры имеют множество функций и подходят для разного возраста. Методика развивающих игр В.Воскобовича основана на игровой деятельности и способствует всестороннему развитию личности. Самый большой плюс методики – её универсальность: играть и развиваться можно как дома, так и в образовательных учреждениях. Упор делается на творческое развитие ребенка, причем, обязательно в процессе игровой деятельности. Игровая деятельность должна быть построена так, чтобы развивать внимание, воображение, речь и мышление.
Все игры, придуманные Вячеславом Воскобовичем, рассчитаны на то, чтобы отработать сразу несколько навыков. Игры могут быть разделены на четыре основные категории:
- игры, направленные на творческое конструирование;
- игры на развитие логики и воображения;
- игры, обучающие чтению;
- игры на развитие математических способностей.
Во время игры взрослые должны запастись терпением – ругать малыша нельзя, можно только поощрять его успехи. Игры Воскобовича требуют от детей сосредоточенности, поэтому периодически следует отвлекать ребенка физкультминутками.
«Игрушки» Воскобовича – это всегда некий развивающий тренажер в сочетании со сказкой. Один из самых популярных игровых инструментов, придуманных инженером-физиком, – «Геоконт». Этот предмет представляет собой небольшую дощечку с гвоздиками, к которой прилагается цветная резинка. Резинку нужно наматывать на гвоздики, чтобы получались различные геометрические фигуры. Перед ребенком открываются необычайные возможности для творчества. Как показывает практика, дети от года до трех пытаются придумать свои фигуры, дети постарше – в точности повторяют уже существующие.
Но «Геоконт» сам по себе не был бы так интересен детям, если бы не сказочное пространство, которое окружает эту игру. В.Воскобович придумал Фиолетовый лес, в котором живут разные персонажи, в том числе и паучок. Именно этот паучок учит кроху плести «паутинку» на гвоздиках.
Фиолетовый лес-это развивающая сенсорная среда. Лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.
Игровое поле имеет формат ковра размерами 2,5х1,5 м. Рисунок нанесен непосредственно на ковролин. Края ковролина обработаны. Кроме того, теперь поле крепится к стене на крючках. При необходимости вы можете легко перенести его в другое место. Примерный вес — около 4,5 кг.
Фиолетовый лес разделен на несколько частей, каждая из которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочном мире автора существуют: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого места есть свои обитатели, помогающие малышам справляться с заданиями.
Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует автор методики в своих пособиях и сенсорной среде. Сам В.Воскобович утверждает, что необязательно пользоваться сказочными героями, которых придумал он. Родители могут создать свой необыкновенный мир. Достаточно лишь, чтобы игровые материалы вписывались в это чудесное пространство и помогали ребенку развивать фантазию.
Еще один инструмент - «Квадрат Воскобовича». Это целый ряд идей для развития фантазии. Представляет собой простейшую конструкцию из жестких треугольников, которые прикреплены на гибкую основу. Из этого квадрата конструируются фигурки, сопровождающие методическую сказку, придуманную В. Воскобовичем. Дети могут собирать фигурки вместе со взрослыми или придумывать своих персонажей и их истории. Попутно с творческим процессом, развивается умение конструировать и тренируется мелкая моторика. Данные игры остаются одними из наиболее используемых.
В педагогической технологии Воскобовича множество игр, подобных этим. Но во всех соблюдаются главные принципы построения обучающей деятельности для дошкольников: игра, доверие и взаимопонимание, заинтересованность.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.